Российская система образования находится на новом этапе развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
В настоящее время системно-деятельностный подход, являясь методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определяет три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности обучающихся (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям ее реализации; создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых компетенций, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Системно-деятельностный подход в условиях бюджетного профессионального образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера» – это своего рода философия образования, которая дает возможность преподавателю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия.
В 2016-2017 учебном году педагогами бюджетного профессионального образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера» представлен опыт внедрения в практику системно-деятельностного подхода. Мы реализуем одноименный проект, циклами открытых уроков представлены некоторые результаты и достижения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у обучающихся интерес к предмету и процессу обучения, развить навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизнедеятельности. Чтобы достичь этой цели педагогический коллектив общеобразовательных дисциплин бюджетного профессионального образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера» последовательно, системно решает следующие задачи:
- Развивает и воспитывает обучающихся в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
- Развивает у обучающихся способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
- Осуществляет индивидуальный подход к обучающимся.
- Развивает коммуникативные навыки у обучающихся.
- Ориентируется на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности, на интеграцию в полихудожественной среде.
Педагогическим коллективом организованы и проведены семинары, в рамках работы ПЦК и МО рассмотрены результаты мониторинга деятельности за прошедший период, запланированы и проведены открытые уроки. Были изучены и исследованы способы моделирования современного урока с позиции системно-деятельностного подхода. Преподаватели выступали с сообщениями, докладами на темы: «Самоопределение к деятельности и мотивация», «Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля», «Как совместно с обучающимися сформулировать цель урока?», «Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения)», «Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой» и др.
В полном составе педагогический коллектив общеобразовательных дисциплин представил широкому кругу общественности накопленный опыт по вопросам решения актуальных образовательных задач:
Практическая часть.
План проведения открытых уроков 2016-2017 уч. г.
№ |
buy ambien online no prescription Ф.И.О. |
Предмет |
Класс |
Тема |
Тип урока |
1. |
Бородина Н.Ф. |
Литература |
8 |
Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». |
Урок комплексного применения знаний. |
2. |
Щербенко И.В. |
Обществознание |
7 |
Социальный портрет молодежи. |
Урок открытия новых знаний. |
3. |
Мороз Н.А. |
ИЗО |
7 |
Сказочная азбука. |
Урок общеметодологической направленности. |
4. |
Насырова Р.М. |
Математика |
5 |
Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей. |
Урок комплексного применения знаний. |
5. |
Синягина О.В. |
Английский язык |
5 |
Мои увлечения. At the circus. |
Урок открытия новых знаний. |
6. |
Богордаева Н. Г. |
Русский язык |
3 |
Значение и употребление имен прилагательных в речи. |
Урок открытия новых знаний. |
7. |
Сунагатулина Н.В. |
Русский язык |
5 |
Гласные е-и в корнях с чередованием. |
Урок моделирования и преобразования модели. |
8. |
Сафина Р.С. |
Английский язык |
3 |
Повседневные занятия. Present Simple. |
Урок решения частных задач с применением открытого способа. |
9. |
Скороходова Е. Д. |
Русский язык |
4 |
Личные местоимения. |
Урок открытия новых знаний. |
10. |
Шайдуллина Ф. М. |
Математика |
2 |
Умножение нуля и единицы. |
Урок открытия новых знаний. |
11. |
Глазунова С.А. |
Искусство |
5 |
Перун-бог грома и молнии. |
Урок открытия новых знаний. |
12. |
Насыров И.Р. |
География |
7 |
Внутренние воды Евразии. |
Урок открытия нового знания. |
13. |
Баталов А.И. |
Алгебра |
9 |
Простейшие вероятностные задачи. |
Урок открытия нового знания. |
14. |
Ткаченко Е.А. |
Физика |
7 |
Механическая работа. Единицы работы. |
Урок открытия нового знания. |
15. |
Кайзер Н.В. |
Физкультура |
5 |
Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание». |
Урок открытия нового знания. |
16. |
Шиятая Н.М |
Английский язык |
9 |
Почему люди держат питомцев. Why do people keep pets. |
Урок общеметодологической направленности. |
17. |
Смыкова Е.К. |
Биология |
5 |
Награды за нелепые открытия. |
Урок общеметодологической направленности. |
18. |
Зайцева Е.В |
История |
5 |
Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака. |
Урок открытия новых знаний. |
19. |
Шиятая Л.И. |
Английский язык |
5 |
Россия-моя страна. Животный мир России и Югры. Russia is my country: animal world of Russia and my okrug. |
Урок открытия новых знаний. |
20. |
Васильева М.В. |
Английский язык |
7 |
Пирамида питания. Food pyramid. |
Урок открытия новых знаний. |
Организация деятельности обучающихся на уроке происходит через постановку цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении опирается на активные, интерактивные, исследовательские, проектные методы. Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы в процессе обучения. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Представлены уроки разных типов:
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок открытия новых знаний.
- Урок общеметодологической направленности.
- Урок моделирования и преобразования модели.
- Урок решения частных задач.
- Урок контроля и оценки.
- И др.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:
1. Цели урока задаются тенденцией передачи функции от педагога к ученику.
2. Педагог систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся, реализуются современные образовательные технологии.
4. Преподаватель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Педагог специально планирует коммуникативные задачи урока.
6. Педагог принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
7. Педагог эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу, по алгоритму, и творчески.
8. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
9. Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы.
10. Педагог стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
В результате обучения формируется система культурных ценностей человека, а дети не только усваивают программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни, в профессиональной деятельности, в реализации индивидуально-личностного потенциала. Системно - деятельностный подход помогает решать важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов в сфере искусств.
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что данная тема не является исчерпанной. Весь педагогический коллектив вовлечен в процедуру внедрения современных тенденций в систему образования, ориентирован на качественно-высокие результаты. Данные виды практической деятельности четко определяют дальнейшие пути необходимых научных, практических и методических поисков. Мы продолжаем реализовывать циклы открытых уроков. Обучая, совершенствуем и свое педагогическое мастерство.
06.04.17 г.
Методист УМК
Кузько И.А.