Центр искусств для одаренных детей Севера

 

  • Главная
  • Новости
  • «Системно-деятельностный подход как методологическая база при введении ФГОС»

«Системно-деятельностный подход как методологическая база при введении ФГОС»

valium online no prescription

Российская система образования находится на новом этапе развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

В настоящее время системно-деятельностный подход, являясь методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определяет три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности обучающихся (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям ее реализации; создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых компетенций, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Системно-деятельностный подход в условиях бюджетного профессионального образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера» – это своего рода философия образования, которая дает возможность преподавателю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия. 

В 2016-2017 учебном году педагогами бюджетного профессионального образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера» представлен опыт внедрения в практику системно-деятельностного подхода. Мы реализуем одноименный проект, циклами открытых уроков представлены некоторые результаты и достижения. 

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у обучающихся интерес к предмету и процессу обучения, развить навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизнедеятельности. Чтобы достичь этой цели педагогический коллектив общеобразовательных дисциплин бюджетного профессионального образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера» последовательно, системно решает следующие задачи:

  • Развивает и воспитывает обучающихся в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
  • Развивает у обучающихся способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
  • Осуществляет индивидуальный подход к обучающимся.
  • Развивает коммуникативные навыки у обучающихся.
  • Ориентируется на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности, на интеграцию в полихудожественной среде.

Педагогическим коллективом организованы и проведены семинары, в рамках работы ПЦК и МО рассмотрены результаты мониторинга деятельности за прошедший период, запланированы и проведены открытые уроки. Были изучены и исследованы способы моделирования современного урока с позиции системно-деятельностного подхода. Преподаватели выступали с сообщениями, докладами на темы: «Самоопределение к деятельности и мотивация», «Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля», «Как совместно с обучающимися сформулировать цель урока?», «Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения)», «Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой» и др. 

В полном составе педагогический коллектив общеобразовательных дисциплин представил широкому кругу общественности накопленный опыт по вопросам решения актуальных образовательных задач:

Практическая часть. 

План проведения открытых уроков 2016-2017 уч. г.

buy ambien online no prescription

Ф.И.О.

Предмет

Класс

Тема

Тип урока

1.

Бородина Н.Ф.

Литература

8

Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени».

Урок комплексного применения знаний.

2.

Щербенко И.В.

Обществознание

7

Социальный портрет молодежи.

Урок открытия новых знаний.

3.

Мороз Н.А.

ИЗО

7

Сказочная азбука.

Урок общеметодологической направленности.

4.

Насырова Р.М.

Математика

5

Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей.

Урок комплексного применения знаний.

5.

Синягина О.В.

Английский язык

5

Мои увлечения. At the circus.

Урок открытия новых знаний.

6.

Богордаева Н. Г.

Русский язык

3

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Урок открытия новых знаний.

7.

Сунагатулина Н.В.

Русский язык

5

Гласные е-и в корнях с чередованием.

Урок моделирования и преобразования модели.

8.

Сафина Р.С.

Английский язык

3

Повседневные занятия. Present Simple.

Урок решения частных задач с применением открытого способа.

9.

Скороходова Е. Д.

Русский язык

4

Личные местоимения.

Урок открытия новых знаний.

10.

Шайдуллина Ф. М.

Математика

2

Умножение нуля и единицы.

Урок открытия новых знаний.

11.

Глазунова С.А.

Искусство

5

Перун-бог грома и молнии.

Урок открытия новых знаний.

12.

Насыров И.Р.

География

7

Внутренние воды Евразии.

Урок открытия нового знания.

13.

Баталов А.И.

Алгебра

9

Простейшие вероятностные задачи.

Урок открытия нового знания.

14.

Ткаченко Е.А.

Физика

7

Механическая работа. Единицы работы.

Урок открытия нового знания.

15.

Кайзер Н.В.

Физкультура

5

Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание».

Урок открытия нового знания.

16.

Шиятая Н.М

Английский язык

9

Почему люди держат питомцев. Why do people keep pets.

Урок общеметодологической направленности.

17.

Смыкова Е.К.

Биология

5

Награды за нелепые открытия.

Урок общеметодологической направленности.

18.

Зайцева Е.В

История

5

Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака.

Урок открытия новых знаний.

19.

Шиятая Л.И.

Английский язык

5

Россия-моя страна. Животный мир России и Югры. Russia is my country: animal world of Russia and my okrug.

Урок открытия новых знаний.

20.

Васильева М.В.

Английский язык

7

Пирамида питания. Food pyramid.

Урок открытия новых знаний.

Организация деятельности обучающихся на уроке происходит через постановку цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении опирается на активные, интерактивные, исследовательские, проектные методы. Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы в процессе обучения. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Представлены уроки разных типов:

  • Урок постановки учебной задачи.
  • Урок открытия новых знаний.
  • Урок общеметодологической направленности.
  • Урок моделирования и преобразования модели.
  • Урок решения частных задач.
  • Урок контроля и оценки. 
  • И др.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

1. Цели урока задаются тенденцией передачи функции от педагога к ученику. 

2. Педагог систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся, реализуются современные образовательные технологии. 

4. Преподаватель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Педагог специально планирует коммуникативные задачи урока.

6. Педагог принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 

7. Педагог эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу, по алгоритму, и творчески. 

8. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

9. Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы. 

10. Педагог стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

В результате обучения формируется система культурных ценностей человека, а дети не только усваивают программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни, в профессиональной деятельности, в реализации индивидуально-личностного потенциала. Системно - деятельностный подход помогает решать важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов в сфере искусств.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что данная тема не является исчерпанной. Весь педагогический коллектив вовлечен в процедуру внедрения современных тенденций в систему образования, ориентирован на качественно-высокие результаты. Данные виды практической деятельности четко определяют дальнейшие пути необходимых научных, практических и методических поисков. Мы продолжаем реализовывать циклы открытых уроков. Обучая, совершенствуем и свое педагогическое мастерство. 

 

06.04.17 г.

Методист УМК

Кузько И.А.

Автор : btamedia